Недалеко от Каракола, в пяти километрах к западу, расположилось небольшое село Ырдык (Дейшин), основанное дунганскими переселенцами из Китая в далеком 1877 году. Проезжая мимо, со стороны оно выглядит, как обычное село кыргызской сельской местности, с небольшой разницей, что мечеть здесь построена в форме пагоды, и палисадники возле домов утопают в цветах в теплый сезон года.
История повествует о том, что Иссык-кульская область в конце 19 века относилась к Российской империи и царские власти предложили предкам сегодняшних дунган, которые прибыли из Китая, для проживания на выбор две территории: в ущелье чуть западнее Каракола в Аксуйском районе и восточнее, в ущелье, которое также сейчас нозит название Ырдык. Предки, численностью около 1000 человек, решили обосноваться на втором, предложенном месте, назвав поселение Мариновкой, в честь дочери Российского императора Александра. После прихода советской власти село стали называть Ырдык, что созвучно дунганскому "второе ущелье".
С тех пор численность дунган не особо увеличилось. На сегодняшний день здесь проживают около 2500 человек. Многие переехали в Каракол, Бишкек и в Чуйскую область.
Корни нынешних иссык-кульских дунган в Китае потеряны, так как имена их родственников записаны иероглифами и по родовому имени. А у местных фамилии русифицированы. Тем более в 30-е годы прошлого века любая связь с Китаем старательно скрывалась и даже специально забывалась. Во всяком случае, по информации старожил, родители скрывали эту информацию от детей. Это были страшные годы сталинских репрессий. Да и в последующие годы об этом говорить было не принято. Поэтому родственников найти на исторической родине в Китае сегодня их потомкам почти невозможно.
Дунгане, живущие в Чуйской области в Токмаке, Милянфане, Александровке и те, что обосновались в Иссык-Кульской области в Ырдыке различаются, так как жили их предки в разных местностях Китая. Иссык-Кульские жили в провинции Ниньсян, александровские в Ганьсу, а токмакские в Шаньси. Так что, если бы остались они жить в Китае, там они могли и не встретиться. Ведь дунганская этническая группа в Китае насчитывает до 10 млн человек. Различаются они друг от друга немного по языку и ментальности. Так как предки жителей села Ырдык служили в отряде Юсуфа Хазрета, предводителя восставших дунган, и все они были представителями духовенства, интеллигенции. Поэтому из села Ырдык самое большое число кандидатов наук среди дунган, утверждают ырдыкцы. Много химиков, медиков. Но в основном все успешные фермеры-земледельцы.
Сейчас многие местные дунгане отправляют своих детей учиться в Китай, в основном в Урумчи. Обучение китайском языку проходит относительно гладко, так как дунгане бережно сохранили свой язык.
Сегодня мечеть села Ырдык главная достопримечательность местности. Построена она в форме пагоды, прилежащая территория ухожена и оформлена очень изысканно.
"У дунган тои начинаются в 6-7 утра и длятся до 12 часов дня. Связано это с тем, что много работы в поле, по хозяйству. У нас шутят, если ты опоздал к 8-ми утра, можешь уже не приходить, той закончился", - рассказывает Анвар Наншанло, председатель общественного объединения дунган Иссык-кульской области.
Блюда готовят обязательно четное число по 24, 36 или 48 разновидностей блюд. Когда приходит жених свататься в дом к невесте, то будущая теща готовит до 100 разнообразных блюд.
А что говорить о таком оригинальном дунганском блюде, как Ашлямфу? Благодаря этому блюду город Каракол стал известен и популярен за многие тысячи километров в округе. В столице Киргизии, городе Бишкек, можно встретить в меню пункт "Ашлямфу по-каракольски", в магазинах продают наборы Ашлямфу на вынос, даже открывают кафе с названием этого блюда, чтобы привлечь посетителей.
«У нас культ еды, традиции сохранили с Китая, обогатили их кыргызскими блюдами. И сегодня дунганская кухня по праву является самой вкусной в регионе, а может и в мире, и отличается от китайской большим количеством мяса»,- говорит Анвар, демонстрируя летнюю и зимнюю кухни в своем доме. Обе кухни в больших просторных помещениях, здесь все сделано для удобства приготовления пищи для любого количества людей. Даже очаги с казанами оборудованы так. Очаг поменьше, только для домочадцев. Побольше – когда приходят близкие родственники. И самый огромный казан и очаг – на случай большого тоя, в него может целиком поместить одного барашка.
Современные дунгане также как и их предки крепко держатся своих традиций. Детей сразу обучают трем языкам – дунганскому, кыргызскому и русскому. Но уже не стремятся выдавать замуж и женить детей только на своих. Этот момент, конечно, желателен, но против воли молодых родители уже не идут. Поэтому и появляются в селе Ырдык много смешанных браков.
Каракол и Иссык-Кульская область богаты традициями, благодаря тому, что проживают здесь вместе более 40 этносов.